Наконец-то ревизия
Ещё в 2021 году губернатор Игорь Кобзев поручил провести ревизию всех 4430 вновь выявленных в Иркутской области памятников истории и культуры и окончательно определить их статус: заслуживают они охранного статуса или нет. Сама по себе «ревизия» действительно актуальна, так как «выявленный объект» — это лишь временный охранный статус, который дают зданию, которое может представлять ценность, но не факт, что представляет.
Полноценная экспертиза требует и времени, и денег, и чтобы здание уцелело до её проведения, ему дают статус «выявленного объекта». А уже после экспертизы здание либо признают памятником истории и дают полноценную защиту, либо возвращают в перечень обычных, с которыми собственник может поступать как угодно.
Все 4430 экспертиз Кобзев поручил завершить до 2030 года, то есть в год нужно инспектировать примерно по 400 зданий — получается меньше одного дня на памятник. Проводить экспертизу могут только сертифицированные эксперты. Обычно ревизию в регионе проводит московский Научно-исследовательский центр проектирования и историко-культурных экспертиз, который выигрывает соответствующие тендеры.
«Опубликовали 352 экспертизы — уже странно»
Все экспертизы власти обязаны публиковать, а любой желающий в течение десяти дней после публикации может подать в Службу по охране памятников свои замечания, если не согласен с их результатами. Обычно экспертизы публикуют более или менее постепенно.
Однако в этом году всего за три дня, с 12 по 14 ноября, служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области опубликовала сразу 352 экспертизы. Почти половина из них — отрицательные по домам в Усолье-Сибирском. Ещё 31 отрицательная экспертиза — по Иркутску.
«Почти одномоментно опубликовали 352 экспертизы — это уже странно», — говорит Павел (просил не публиковать его фамилию — ЛБ) — участник общественного движения «Волонтёры культуры», заметивший вал отрицательных экспертиз. Вместе с такими же энтузиастами он отслеживает публикацию всех экспертиз, изучает их и направляет свои замечания в Службу по охране памятников.
Служба не обязана после замечаний отзывать экспертизу, хотя такое право у неё есть и иногда она им пользуется. Тем не менее, это хорошая возможность создать резонанс. Обычно Служба публиковала 20-40 экспертиз за раз, отрицательных из них 5-7 — такое количество реально обработать за десять дней.
«В данном случае, я уверен, что такое большой объём опубликовали намеренно, чтобы общественность просто не успела отреагировать, потому что изучить больше 150 отрицательных экспертиз за 10 дней нереально», — рассказывает Павел.
«Люди Байкала» пытались зайти на сайт, где опубликованы экспертизы, однако как раз в те дни он не работал, и чтобы открыть его, нужно было заходить на сохранённую копию каждой страницы.
«Здание утратило ценность, так как временно закрыто металлопрофилем»
Отрицательное решение эксперта получила богадельня при Тихвинской церкви — единственное уцелевшее здание разрушенного церковного комплекса. Саму церковь в центре города разобрали ещё в 1930-е годы, а на её месте возвели здание «ВостСибУгля». Однако одна небольшая пристройка уцелела до сих пор, но теперь и её могут снести.
Эксперт, оценивший историческую значимость здания, противоречит сам себе. Он пишет: «В настоящее время объект полностью закрыт за профилированным металлическим фасадом, конструкция перекрыта двускатной крышей. Не представляется возможным оценить степень сохранности архитектурно-декоративного, композиционного и планировочного решения объекта». И тут же добавляет: «Нынешний облик объекта архитектурно-художественной значимости не представляет. Объект утратил особенности памятника архитектуры и градостроительства».
Получается, здание утратило историческую ценность, потому что его спрятали за коробкой из профлиста. И вместо того, чтобы дать указание снять коробку с богадельни или провести экспертизу позже, служба по охране памятников просто лишает здание охранного статуса.
«Застройщик заранее знал, к какому выводу придут эксперты?»
Восемь деревянных домов, получивших отрицательную экспертизу, находятся в одном квартале в Знаменском предместье. По странному совпадению, в центре этого квартала сейчас строят новый ЖК «Фамилия».
«При этом, семь домов уже проходили экспертизу в декабре прошлого года, она тоже была отрицательной. Содержание сегодняшних экспертиз полностью копирует прошлогодние. Хотя так, по идее, быть не может. О какой объективности тут речь?» — говорит Павел.
В квартале с этими домами уже идёт стройка. На сайте ЖК есть визуализация, на которой видно: квартал планируют застроить полностью. И эта визуализация появилась задолго до публикации экспертиз, пока исторические здания ещё находились в списке выявленных объектов культурного наследия и охранялись государством.
«Получается, застройщик заранее знал о том, к какому выводу придут эксперты? Я лично убежден, в том, что экспертизы заказные», — говорит волонтёр Павел.
Среди домов, которые могут пойти под снос из-за строительства, есть, например, дома Крысина, Журавлёва, Яковенко и Тыркова, сохранившие старинный деревянный декор. Активисты «Волонтёров культуры» успели подготовить и опубликовать замечания на все восемь отрицательных экспертиз по Знаменскому предместью. В документах они детально объяснили историческую и культурную значимость каждого дома.
Жилой комплекс «Фамилия» строит компания «Белое созвездие» Георгия Гуджабидзе. В 2019 году он выдвигался на выборы в Думу Иркутска от партии «Гражданская платформа».
«Сейчас ему ноль лет и памятником быть не может»
Из 31 дома, лишающегося охранного статуса, шесть лишь недавно отреставрировали, а два реставрируют прямо сейчас. Среди них, например, «Дом Корюхова» на Горького, 12А, где рабочие в данные момент заняты реставрацией.
Охранного статуса лишаются только что отреставрированные дома. У экспертов тут два аргумента. Первый: «в доме не осталось оригинальных конструкций», он был воссоздан, значит, потерял подлинность и больше не имеет ценности. Второй: «по формальному признаку». «Это вообще очень странно. По закону памятником может стать здание старше 40 лет, а эксперты пишут, что здание сейчас на реставрации, оно собрано с помощью новых материалов, значит, ему ноль лет и памятником оно быть не может. Буквально так и пишут» — отмечают «Волонётры культуры».
Охранного статуса лишается дом, в котором жил советский конструктор, создатель вертолётов серии «Ка» Николай Камов. При этом самому Камову в Иркутске недавно открыли памятник.
Каменное здание больницы на улице Ленина известное своим красивым фасадом и лестницей на входе, тоже не заслужило быть памятником культурного наследия.
Чтобы вам было удобно самостоятельно изучить иркутские дома, прямо сейчас теряющие охранные статус, мы собрали их на одной карте. У каждого объекта на ней кроме фотографии и адреса в описании есть прикреплённая ссылка на решение эксперта.