Мы не указываем фамилию автора этого текста ради его безопасности
Книги и фильмы с детства прививают нам мысль, что мир — это такое поле боя добра и зла. И на нём действует герой, который проходит множество трудностей, терпит невероятные лишения, но в конечном счёте всё равно побеждает зло. Ну, в крайнем случае героически гибнет, ценой своей своей жизни заработав победу для тех, за кого сражался. И мы невольно переносим эти кино- и книжные модели на реальную жизнь. Нам очень хочется верить в то, что человек, на которого мы смотрим с надеждой, да, он будет много страдать, часто будет на грани поражения, но в самый последний момент всё равно сделает неожиданный выпад и сразит зло.
Но только мы не книжные персонажи. Мы проживаем реальную жизнь в реальном мире, который совсем не обязан соответствовать нашим ожиданиям. И когда такие люди как Алексей Навальный гибнут, так и не увидев того, за что сражались, нас накрывает фрустрация от того, как наши ожидания разбиваются о реалии жизни. И в попытках найти выход из неё, внутренний голос говорит нам: «А может, Алексей просто неправильно что-то сделал под конец? Принял импульсивное решение, поторопился вернуться в Россию. Ведь всё должно было пойти по другому сценарию».
Но мне кажется, что все шаги, которые делал Алексей в последние годы жизни, были правильными, потому что шли от сердца. Он хотел поступать достойно и у него хватило духа поступать достойно — а чего ещё можно требовать от человека? Просто мы не в книжке, и здесь герой может сделать всё правильно, но всё равно так и не победить в схватке со злом. Возможно, впереди нас ждёт ещё больше таких же потерь и разочарований — но поступать всё равно стоит так, как кажется правильным сердцу в данный момент. Может, это тот случай, когда выбранный путь гораздо важнее цели.
Как я отношусь к деятельности ФБК без Навального? Ну, я уже давно смирился с мыслью, что идеальных оппозиционеров не существует. Поначалу строил себе какие-то воздушные замки: приятно же думать, что вот мы, условные либералы, все из себя такие умные, добрые, честные, да ещё и красивые, а наши противники — они все тупые, злые, коварные, да ещё и страшные. Сейчас моя картина мира гораздо больше окрашена в полутона.
ФБК открыто критикуют Путина, выступают против войны — значит, мне с ними по пути. Мне многое не нравится, у меня даже есть подозрение, что в случае получения власти это будет партия с жёсткой авторитарной тенденцией, но в конкретных исторических условиях это всё — рябь на воде. Нам надо войну остановить и режим Путина как-то снести — они работают на эту цель. Так же, как Наки, Кац, Фейгин, Ходорковский и другие.
Я спокойно могу один день послушать что-нибудь из Каца, а в другой день — Наки, а потом Фейгина, Шульман или ФБК. И я не хочу себя причислять к адептам какого-нибудь одного лагеря. Ко всем у меня есть претензии, но это нормально, все люди разные. Конечно, мне хотелось бы, чтобы они поменьше друг с другом воевали, но такова природа человека, наверное — внутривидовая борьба самая жёсткая. В прекрасной России будущего просто будет много либеральных партий, и каждая будет представлять свой сегмент общества, в том числе и ФБК. Я сторонник создания самой широкой коалиции.
У меня к ФБК есть много вопросов, но я их воспринимаю как союзников. Мы против такой большой силой воюем, что тут просто глупо отталкивать тех, кто открыто выступил против войны. Так что я свои претензии пока убрал в сторону — обсуждать взаимные претензии можно будет в парламенте прекрасной России будущего.
*Внесены в список экстремистов и террористов в России